Исторический комментарий на уроке русского языка как педагогический жанр

Ключевые слова: исторический комментарий, речевой жанр, слово учителя, история русского языка, отбор дидактического материала, урок русского языка, подготовка к олимпиадам

Аннотация

Обоснование. Реализация исторического подхода является важным условием углублённого изучения русского языка. Историческое комментирование языковых фактов и закономерностей помогает понять причинно-следственные связи тех явлений, изучение которых невозможно без обращения к истории развития русского языка. Вместе с тем в этой области есть ряд вопросов, требующих теоретической и практической разработки, в частности специфика использования исторического комментария в условиях урочной деятельности.

Цель – определение основных особенностей исторического комментария на уроке русского языка как речевого жанра педагогического общения.

Материалы и методы. Материалами для подготовки статьи послужили исследования, посвящённые историческому освещению фактов русского языка и включению их в процесс обучения на уроке. В статье с помощью методов описания, типологизации и обобщения предложена характеристика исторического комментария как педагогического жанра на уроках русского языка.

Результаты. В работе дано подробное описание исторического комментария на уроках русского языка как речевого жанра педагогического общения. Его формальной чертой оказывается оформление в виде сжатого слова учителя, а содержательной – отражение причинно-следственных связей фактов и закономерностей русского языка с позиций его истории. Отмечено, что исторический комментарий должен быть заранее подготовлен, иметь сжатую форму и тематическую обусловленность. Эти характеристики легли в основу предложенного определения исторического комментария как педагогического жанра. Особо следует отметить зависимость подготовки исторического комментария к изучению отдельной темы от возраста обучающихся и уровня владения ими предметным содержанием. Грамотно построенный исторический комментарий на уроке способствует более осмысленному изучению русского языка, расширяет лингвистический кругозор и формирует культуроведческую компетенцию обучающихся.

EDN: VOTFHQ

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Konstantin A. Kalinin, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой русской и татарской филологии

Литература

Список литературы

Барабанова, М. Ю. (2019). Древнерусский текст как материал формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку. В Университет XXI века: научное измерение (с. 199–202). Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Бахтин, М. М. (1979). Проблема речевых жанров. В Эстетика словесного творчества (с. 237–281). Москва: Искусство.

Библиотека литературы Древней Руси (1997). Под ред. Д. С. Лихачёва и др. XII век. Санкт-Петербург: Наука. 687 с.

Бокатина, Ю. И. (2006). Историческое комментирование в системе методической подготовки студентов-филологов. Автореферат кандидатской диссертации. Москва. 17 с.

Бокатина, Ю. И. (2008). К вопросу о реализации исторического подхода в обучении школьников русскому языку. Альманах современной науки и образования, (2), 24–26.

Еремина, С. А. (2015). Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Филологический класс, (4), 65–70.

Зайцева, О. Н. (2002). История русского языка как структурно-содержательный компонент школьного курса. Автореферат кандидатской диссертации. Москва. 16 с.

Кадыкова, В. С., & Курышева, М. В. (2011). Исторический комментарий как один из приёмов формирования языковой компетентности младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета, (10), 119–123.

Калинин, К. А. (2022). Возможности электронного словаря при изучении этимологии русского языка в сельской школе. Педагогика сельской школы, (3), 108–119.

Каменская, О. Г., & Мустафина, Э. Г. (2004). Древнерусский текст на уроках русского языка в школе. Русский язык в школе, (2), 6–13.

Камчатнов, А. М. (2013). Лжеименное словообразование. Вестник Литературного института им. А.М. Горького, (3), 22–32.

Коршунова, Ю. М. (2016). Исторический метод обучения русскому языку в современной школе. В Проблемы современного филологического образования. Вып. XIV (с. 224–229). Москва: МГПУ; Ярославль: Ремдер.

Кунавин, Б. В. (2019). Межпредметные связи: Использование исторического комментария на уроках русского языка. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, (1), 50–54.

Кыркунова, Л. Г., & Карзенкова, Е. П. (2021). Речевые жанры педагогического общения. Научный журнал, (1), 15–26.

Пелихов, Д. А. (2011). Элементы сравнительно-исторического метода на уроках русского языка. Филологический класс, (25), 75–78.

References

Barabanova, M. Y. (2019). Old Russian text as a material for forming cultural competence when teaching Russian language. In University of the XXI Century: Scientific Dimension (pp. 199–202). Tula: Tolstoy TSPU.

Bakhtin, M. M. (1979). Speech genres problem. In Aesthetics of Verbal Artistry (pp. 237–281). Moscow: Iskusstvo.

Library of Ancient Russian Literature. (1997). Ed. by D. S. Likhachev et al. Twelfth century. Saint Petersburg: Nauka. 687 pp.

Bokatina, Y. I. (2006). Historical commenting in the system of methodical training of philology students. Abstract of Candidate Dissertation. Moscow. 17 pp.

Bokatina, Y. I. (2008). On realization of historical approach in teaching schoolchildren Russian language. Almanac of Modern Science and Education, (2), 24–26.

Yeremina, S. A. (2015). Optional course on history of language as a means of preparing students for all-Russian Russian language olympiads. Philological Classroom, (4), 65–70.

Zaiceva, O. N. (2002). History of Russian language as a structurally substantive component of the school curriculum. Abstract of candidate dissertation. Moscow. 16 pp.

Kadykova, V. S., & Kurysheva, M. V. (2011). Historical commentary as a technique for developing linguistic competence in younger students. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, (10), 119–123.

Kalinin, K. A. (2022). Using electronic dictionaries in studying Russian language etymology in rural schools. Pedagogy of Rural Schools, (3), 108–119.

Kamenskaya, O. G., & Mustafina, E. G. (2004). Old Russian texts in Russian language classes at school. Russian Language at School, (2), 6–13.

Kamchatnov, A. M. (2013). False-name word formation. Bulletin of the Literary Institute named after A. M. Gorky, (3), 22–32.

Korshunova, Yu. M. (2016). Historical method in teaching Russian language in contemporary schools. In Problems of Modern Philological Education, Issue XIV (pp. 224–229). Moscow: MGPU; Yaroslavl: Remder.

Kunavin, B. V. (2019). Interdisciplinary connections: use of historical comments in Russian language lessons. Bulletin of North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, (1), 50–54.

Kyrcunova, L. G., & Karzenkova, Ye. P. (2021). Speech genres of pedagogical communication. Scientific Journal, (1), 15–26.

Pelihov, D. A. (2011). Elements of comparative-historical method in Russian language lessons. Philological Classroom, (25), 75–78.


Просмотров аннотации: 120
Загрузок PDF: 54

Опубликован
2025-03-31
Как цитировать
Kalinin, K. (2025). Исторический комментарий на уроке русского языка как педагогический жанр. Russian Social and Humanitarian Studies / Российские социогуманитарные исследования, 17(1), 59-75. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2025-17-1-495
Раздел
Языкознание и литературоведение