Метод «Шесть шляп мышления» как средство формирования функциональной грамотности
Аннотация
Обоснование. В данной статье авторами представлено применение метода «Шесть шляп мышления» на занятиях по иностранному языку как способа развития функциональной грамотности и средства формирования универсальных учебных действий, которые способствую достижению метапредметных и личностных образовательных результатов. Рассматриваются основные характеристики навыков образования ХХI в. и анализируются различные подходы к пониманию понятий «метод» и «прием» обучения. В статье выделены группы методов поиска идей, определена разновидность метода «Шесть шляп мышления», обоснованы цели и особенности применения данного метода. Метод реализован в учебном процесс на занятиях по практическому курсу немецкого языка. В результате проведенного исследования и практического применения метода, авторы приходят к выводу о целесообразности использования метода «Шесть шляп мышления» на стадии осмысления содержания изучаемого материала, как одной из технологий развития компетенций «4 К», необходимые для содействия функциональной грамотности.
Цель исследования – охарактеризовать метод «Шесть шляп мышления» и обосновать, что в нем реализуются все «4 К» компетенции (коммуникация, командная работа, креативность, критическое мышление), являющиеся компонентами функциональной грамотности и средством формирования универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность изучения данного вопроса обосновывается необходимостью развития функциональной грамотности в России, активному использованию на занятиях по иностранному языку методов критического и творческого мышления.
Материалы и методы. В качестве методов были использованы теоретические и эмпирические методы. Авторы проанализировали научные и методические публикации по проблематике вопроса, обобщили личный педагогический опыт, взяв в качестве примера метод «Шесть шляп мышления», который развивает коммуникативные навыки, способствует формированию как критического, так и творческого мышления, и качества, необходимые для работы в команде.
Результаты. Апробированный метод «Шесть шляп мышления» развивает коммуникативные навыки, критическое и творческое мышление, способствует формированию качеств, необходимых для работы в команде.
Область применения. Метод «Шесть шляп мышления» возможно применять в образовательном процессе на занятиях по иностранному языку как в вузе, так и в школе в качестве средства формирования функциональной грамотности.
EDN: UHIEOM
Скачивания
Литература
Список литературы
Алексеева, М. О., & Тимофеева, Е. А. (2018). Метод шести шляп. Аллея науки, 3(6), 309–313.
Алешугина, Е. А. (2018). Использование активных методов в профессионально ориентированном иноязычном обучении специалистов в области информационных технологий. Учебное пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ. 111 с.
Аникушина, Е. А., Бобина, О. С., Дмитриева, А. О., & Егорова, О. Н. (2010). Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. Методическое пособие. Томск: В-Спектр. 212 с.
Алямкина, В. А. (2014). Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления». В Новые технологии в образовании. Материалы XVI Международной научно-практической конференции (с. 10–20). Центр научной мысли.
Бабакова, Т. А. (2020). Технология педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов по освоению креативной техники «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно). Образовательные технологии, (2), 42-56.
Бабанский, Ю. К. (1985). Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва: Просвещение. 208 с.
Боно, Э. (1997). Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: Питер Паблишинг. 256 с.
Боно, Э. (2007). Параллельное мышление. Минск: Попурри. 320 с.
Загашев, И. О. (2023). Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта». 284 с.
Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В., & Щукин, А. Н. (2018). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Получено с https://www.iprbookshop.ru/105937.html (обращение 23 октября 2024 г.)
Бабанский, Ю. К. (1985). Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва: Просвещение. 208 с.
Боно, Э. (1997). Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: Питер Паблишинг. 256 с.
Боно, Э. (2007). Параллельное мышление. Минск: Попурри. 320 с.
Загашев, И. О. (2023). Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта». 284 с.
Капитонова, Т. И., Московкин, Л. В., & Щукин, А. Н. (2018). Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Москва: Русский язык. Получено с https://www.iprbookshop.ru/105937.html (обращение 23 октября 2024 г.)
Кизрина, Н. Г. (2023). Использование эвристических методов в процессе обучения иностранному языку в школе. Известия ВГУ, (6), 126–130.
Кузнецова, Н. В. (2015). «Шесть шляп мышления» в контексте актуализации ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров. В Сборники конференций НИЦ Социосфера (с. 126–129).
Кузьмин, А. М. (нет даты). Метод «Шесть шляп мышления». Получено с http://www.inventech.ru/pub/methods/method-0003 (обращение 19 октября 2024 г.)
Лахин, Р. А., & Ткаченко, И. В. (2020). Образовательные возможности методики «шести мыслительных шляп» на семинарских занятиях в педагогическом вузе для формирования креативности. Актуальные вопросы современной экономики, (5), 712–718. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.25.20.007
Лубенина, Е. В., & Чернявская, А. П. (2013). Возможности использования технологии развития критического мышления в основной школе. В Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (с. 103–110).
Лукьянова, М. И., Гмызина, Г. Н., & Старостина, Н. Н. (2019). Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 8(2), 104–112. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112
Лунина, А. Н. (2015). Задачно-диагностический подход к оценке знаний по различным видам педагогического мышления. Вестник ОГУ, (2), 101–105.
Михайлова, Е. Е. (2024). Метод «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно в работе с магистрантами. В Проблемы управления в социально-гуманитарных, экономических и технических системах (с. 137–142). Тверь: Тверской государственный технический университет.
Мозелова, И. В., & Микова, С. С. (2022). Понятия «методика», «метод», «технология», «подход» и «прием» в лингводидактике. Rhema. Рема, (1), 86–108. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2022-1-86-108
Неделяева, А. В., & Ельцова, О. В. (2016). К вопросу применения метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Вестник Мининского университета, (4). Получено с https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/287?locale=ru_RU (обращение 18 октября 2024 г.)
Позднякова, Е. В. (2024). Тематический веб-квест по математике как средство диагностики и развития креативности обучающихся 7-9 классов. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (4), 32–48. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11042
Сиразитдинова, З. М. (2017). Технология критического мышления. Метод шести шляп. В Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли (с. 243–249).
Усеинова, Л. Ю. (2022). К вопросу применения методических приемов на практических занятиях. Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 8(74), 90–91.
Фролова, И. В., & Величко, О. Н. (2020). Компетенции XXI века как новый вектор обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. Научное мнение, (5), 10–16. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.10.16
Хавдок, А. Н. (2023). Интерактивный прием «шесть шляп мышления» как средство развития речи учащихся на занятиях по РКИ. В Язык, текст и культура: проблемы лингвистики и изучения русского языка как иностранного (с. 209–215). Майкоп.
Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер. 512 с.
References
Alekseeva, M. O., & Timofeeva, E. A. (2018). Method of six thinking hats. Alley of Science, 3(6), 309–313.
Aleshugina, E. A. (2018). Active methods in professionally oriented foreign language education for IT specialists. Nizhny Novgorod: NNASU Publ., 111 p.
Anikushina, E. A., Bobina, O. S., Dmitrieva, A. O., & Egorova, O. N. (2010). Innovative educational technologies and active teaching methods. Tomsk: V-Spectrum Publ., 212 pp.
Alyamkina, V. A. (2014). Technology of critical thinking development using the method of six thinking hats. In New Technologies in Education. Materials of the XVI International Practical Conference (pp. 10–20). Centre for Scientific Thought.
Babakova, T. A. (2020). Pedagogical support technology for independent student work in mastering the creative technique of six thinking hats (E. De Bono). Educational Technologies, (2), 42–56.
Babansky, Y. K. (1985). Methods of Teaching in Modern General Education. Moscow: Prosveshchenie Publ. 208 pp.
Bono, E. (1997). Six Thinking Hats. St. Petersburg: Peter Publ. 256 p.
Bono, E. (2007). Parallel Thinking. Minsk: Popuri Publ. 320 p.
Zagashev, I. O. (2023). Critical Thinking: Development Technology. St. Petersburg: Alliance Delta Publ. 284 p.
Kapitonova, T. I., Moskvikin, L. V., & Shchukin, A. N. (2018). Methods and Technologies of Teaching Russian as a Foreign Language. Moscow: Russian Language Publ. Retrieved from https://www.iprbookshop.ru/105937.html (Accessed October 23, 2024).
Babansky, Y. K. (1985). Methods of Teaching in Modern General Education. Moscow: Prosveshchenie Publ. 208 pp.
Bono, E. (1997). Six Thinking Hats. St. Petersburg: Peter Publ. 256 p.
Bono, E. (2007). Parallel Thinking. Minsk: Popuri Publ. 320 p.
Zagashev, I. O. (2023). Critical Thinking: Development Technology. St. Petersburg: Alliance Delta Publ. 284 pp.
Kapitonova, T. I., Moskvikin, L. V., & Shchukin, A. N. (2018). Methods and Technologies of Teaching Russian as a Foreign Language. Moscow: Russian Language Publ. Retrieved from https://www.iprbookshop.ru/105937.html (Accessed October 23, 2024).
Kizrina, N. G. (2023). Use of heuristic methods in foreign language instruction at school. Vestnik VGU, (6), 126–130.
Kuznetsova, N. V. (2015). Six thinking hats in the context of activating key competencies during managerial personnel training. In Conference Proceedings of Sociosphere Center (pp. 126–129).
Kuzmin, A. M. (undated). Method of six thinking hats. Retrieved from http://www.inventech.ru/pub/methods/method-0003 (Accessed October 19, 2024).
Lahkin, R. A., & Tkachenko, I. V. (2020). Educational opportunities of the six-thinking-hats method in seminar sessions at teacher-training universities for creativity development. Topical Issues of Modern Economy, (5), 712–718. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.25.20.007
Lubenina, E. V., & Chernyavskaya, A. P. (2013). Possibilities of using critical thinking development technology in basic school. In Proceedings of Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (pp. 103–110).
Lukyanova, M. I., Gymyzina, G. N., & Starostina, N. N. (2019). Development of students' critical thinking while studying a foreign language. Izvestiya of Saratov University. Acmeology of Education. Psychology of Development, 8(2), 104–112. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112
Lunina, A. N. (2015). Task-diagnostic approach to assessing knowledge in various types of pedagogical thinking. Vestnik OGU, (2), 101–105.
Mikhaylova, E. E. (2024). Edward de Bono's six thinking hats method in working with graduate students. In Problems of Management in Social-Humanitarian, Economic and Technical Systems (pp. 137–142). Tver: Tver State Technical University.
Mozelova, I. V., & Mikova, S. S. (2022). Concepts of "method", "technique", "technology", "approach" and "reception" in linguodidactics. Rhema, (1), 86–108. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2022-1-86-108
Nedelyaeva, A. V., & El'tsova, O. V. (2016). Application of the six thinking hats method of critical thinking development in studying safety discipline. Minin's University Bulletin, (4). Retrieved from https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/287?locale=ru_RU (Accessed October 18, 2024).
Pozdnyakova, E. V. (2024). Thematic webquest in mathematics as a diagnostic and creativity-development tool for grades 7–9 learners. Concept, (4), 32–48. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11042
Sirazitdinova, Z. M. (2017). Critical thinking technology. Six hats method. In Current Problems of Training Specialists for Atomic Energy Enterprises (pp. 243–249).
Useinova, L. Y. (2022). Applying methodological techniques in practical classes. Scientific Notes of Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 8(74), 90–91.
Frolova, I. V., & Velichko, O. N. (2020). Competences of the twenty-first century as a new vector in foreign language teaching at a pedagogy university. Scientific Opinion, (5), 10–16. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.5.10.16
Havdok, A. N. (2023). Interactive method "six thinking hats" as a means of speech development in Russian as a foreign language classes. In Language, Text and Culture: Problems of Linguistics and Teaching Russian as a Foreign Language (pp. 209–215). Maikop.
Halpern, D. (2000). Psychology of Critical Thinking. St. Petersburg: Peter Publ. 512 p.
Просмотров аннотации: 90 Загрузок PDF: 29
Copyright (c) 2025 Irina N. Protopopova, Nadezhda A. Sytina

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.