Формирование критического мышления как инструмента военно-патриотического воспитания историков-бакалавров при обучении иностранному языку
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена вопросам эффективности использования технологии критического мышления для повышения языковой компетенции историков-бакалавров. В статье особое внимание уделяется формированию критического мышления у студентов профиля «Педагогическое образование. История». Это связано с тем, что в современных условиях развития общества формирование критического мышления способствует развитию патриотического воспитания молодых людей в духе уважительного отношения их к прошлому и настоящему, что является одной из приоритетных задач государства на сегодняшний день. Учитывая опыт зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемой развития критического мышления, на основе метода моделирования была разработана технология более эффективного обучения иностранному языку на практических занятиях в вузе (в частности, реконструкция исторических событий в классе) и сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к организации и проведению занятий по иностранному языку. Предложенная технология способствует тому, что студенты смогут не только развивать свою языковую компетенцию, но и получать информацию, необходимую им в учебной и профессиональной деятельности.
Цель исследования – разработка эффективной модели обучения иностранному языку историков-бакалавров (в форме интерактивного занятия с использованием элементов реконструкции исторических событий), которая направлена на развитие не только языковой компетентности студентов, но и их критического мышления как инструмента военно-патриотического воспитания.
Актуальность. В контексте современных реалий, а также в связи с изменениями в системе высшего и среднего специального образования, такой подход приобретает новое осмысление и актуальность, так как позволяет интегрировать обучение критическому мышлению в программы различных учебных дисциплин, в данном случае речь идет об иностранном языке. Это будет способствовать формированию человека с гражданской ответственностью и патриота, умеющего решать социальные проблемы и противостоять вызовам современной действительности.
Материалы и методы. Основные методы исследования изучаемой проблемы: метод теоретического анализа научной и методической литературы по теме статьи и изучение опыта работы учителей и преподавателей высшей школы, описательный метод, эмпирический метод (использование моделирования и реконструкции на занятиях по иностранному языку) и метод количественного анализа.
Результаты. В работе выявлены критерии критического мышления и представлена модель с элементами реконструкции как инструмента военно-патриотического воспитания на занятиях по иностранному языку; доказана необходимость интеграции обучения критическому мышлению в широкий спектр образовательных дисциплин.
Область применения. Данная технология может использоваться как для изучения иностранного языка, так и в других дисциплинах в вузе и школе.
EDN: DVVLOK
Скачивания
Литература
Список литературы
Зинченко, В. П. (2002). Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина). Учебное пособие. Москва: Гардарики. 431 с.
Теплов, В. М. (2004). Труды по психофизиологии индивидуальных различий. Москва: Наука. 440 с.
Клустер, Д. (2002). Что такое критическое мышление. Русский язык, (29), 3–8.
Халперн, Д. (2000). Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер. 512 с.
Мухина, Е. А. (2002). Развитие критичности мышления у учащихся. Диссертация кандидата педагогических наук. Сочи. 122 с.
Тарасова, М. А. (2000). Педагогические условия формирования критического стиля деятельности учащихся многопрофильной гимназии. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Москва. 23 с.
Холодная, М. А. (2002). Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер. 272 с.
Gelder, T. (2005). Teaching critical thinking: Some lessons from cognitive science. Получено с https://www.researchgate.net/publication/242381363 (обращение 12 января 2025 г.)
Djulia Indriani AH Mahmud, Warto, & Sariyatun. (2020). Improving students’ critical thinking ability through learning local history of Tanggomo with contextual teaching and learning approach at SMAN 03 Gorontalo. Получено с https://bircu-journal.com/index.php/birle/article/view/1784 (обращение 12 января 2025 г.)
Daud, N. M., & Husin, Z. (2004). Developing critical thinking skills in computer-aided extended reading classes. British Journal of Educational Technology, 35(4), 477–488. https://doi.org/10.1111/j.0007-1013.2004.00405.x
Зимняя, И. А., Мазаева, И. А., & Лаптева, М. Д. (2020). Коммуникативная компетенция, речевая деятельность, вербальное общение. Москва: Аспект Пресс. 400 с.
Храмов, Ю. Н. (2020). Развитие критического мышления студентов-юристов через использование ИКТ на занятиях по иностранному языку. Получено с http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_23/Hramova (обращение 12 января 2025 г.)
Подласый, И. П. (2004). Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов вузов (в 2 книгах). Книга 1. Москва: Владос. 256 с.
Вайндорф-Сысоева, М. Е., & Крившенко, Л. П. (2010). Педагогика: конспект лекций. Москва: Юрайт. 239 с.
References
Zinchenko, V. P. (2002). Psikhologicheskie osnovy pedagogiki (psikhologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya sistemy razvivayushchego obucheniya D. B. Elkonina) [Psychological Foundations of Pedagogy (Psychological and Pedagogical Foundations of Constructing D. B. Elkonin's Developmental Learning System)]. Moscow: Gardariki Publ. 431 p.
Teplov, V. M. (2004). Trudy po psikhofiziologii individual'nykh razlichiy [Works on Psychophysiology of Individual Differences]. Moscow: Nauka Publ. 440 p.
Kluster, D. (2002). What is critical thinking? Russkiy yazyk, (29), 3–8.
Khalpern, D. (2000). Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of Critical Thinking]. St. Petersburg: Piter Publ. 512 p.
Mukhina, E. A. (2002). Razvitie kritichestva myshleniya u uchashchikhsya [Developing Critical Thinking Skills in Students]. Unpublished doctoral dissertation. Sochi. 122 p.
Tarasova, M. A. (2000). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kriticheskogo stilya deyatel'nosti uchashchikhsya mnogoprofil'noi gimnazii [Pedagogical Conditions for Forming a Critical Activity Style in Multiprofessional Gymnasiums]. Unpublished abstract of doctoral dissertation. Moscow. 23 p.
Kholodnaya, M. A. (2002). Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of Intelligence. Paradoxes of Research]. St. Petersburg: Piter Publ. 272 p.
Gelder, T. (2005). Teaching critical thinking: some lessons from cognitive science. Retrieved January 12, 2025, from https://www.researchgate.net/publication/242381363
Djulia Indriani AH Mahmud, Warto, & Sariyatun. (2020). Improving students' critical thinking ability through learning local history of Tanggomo with contextual teaching and learning approach at SMAN 03 Gorontalo. Retrieved January 12, 2025, from https://bircu-journal.com/index.php/birle/article/view/1784
Daud, N. M., & Husin, Z. (2004). Developing critical thinking skills in computer-aided extended reading classes. British Journal of Educational Technology, 35(4), 477–488. https://doi.org/10.1111/j.0007-1013.2004.00405.x
Zimnaya, I. A., Mazaeava, I. A., & Lapteva, M. D. (2020). Kommunikativnaya kompetentsiya, rechevaya deyatel'nost', verbal'noe obshchenie [Communicative Competence, Speech Activity, Verbal Communication]. Moscow: Aspekt Press Publ. 400 p.
Khramov, Y. N. (2020). Developing critical thinking skills of law students through ICT usage in foreign language classes. Retrieved January 12, 2025, from http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_23/Hramova
Podlasyi, I. P. (2004). Pedagogika. Novyi kurs: Uchebnik dlia studentov vuzov (v 2 knigakh). Kniga 1 [Pedagogy. New Course: Textbook for University Students (in 2 books). Book 1]. Moscow: Vlados Publ. 256 p.
Vaindorf-Sysoeva, M. E., & Krivshenko, L. P. (2010). Pedagogika: konspekt lektsii [Pedagogy: Lecture Outlines]. Moscow: Yurait Publ. 239 p.
Просмотров аннотации: 93 Загрузок PDF: 27
Copyright (c) 2025 Elena Yu. Ladonina, Nadezhda A. Sytina

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.