Отражение общественных и научных дискуссий периода перестройки в школьных учебниках 1986–1990 годов по отечественной истории
Аннотация
Обоснование. Актуализируется проблема трансформации содержания школьных учебников отечественной истории вследствие развернувшихся в годы перестройки общественных и научных дискуссий о советском периоде отечественной истории, а также по причине изменений взглядов, мнений и оценок историков – авторов учебных изданий. Выделены ключевые темы советской истории, обсуждаемые в общественной и профессиональной среде и подвергнутые переосмыслению и переоценке.
Цель исследования – доказать взаимосвязь содержания школьных учебников отечественной истории и развернувшихся в общественной и научной среде дискуссий периода перестройки по проблемам советского общества, для чего выделить основные дискуссионные темы, выявить факторы, влиявшие на взгляды авторов школьных учебников отечественной истории в период переосмысления основополагающих догматов советской исторической науки, выделить в содержании учебников темы, более всего подвергнутые пересмотру, и темы, наиболее табуированные.
Материалы и методы. Источниковой базой исследования являются школьные учебники истории, издаваемые в СССР в 1986-1990 гг., воспоминания, записки и интервью историков Ю.И. Кораблева, Ю.С. Кукушкина, А.П. Ненарокова, материалы периодической печати (журналы «Огонек», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Преподавание истории в школе»), выступления Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, рассмотренные на основе историко-описательного (в качестве основного), аналитического и историко-сравнительного методов исторического исследования.
Результаты. Изучение документов КПСС и министерства просвещения СССР (1985-1988) / Государственного комитета СССР по народному образованию (1988-1991), выявление предмета общественных и научных дискуссий по вопросам развития советского общества, анализ содержания школьных учебников отечественной истории позволили доказать вывод о взаимосвязи содержания школьных учебников и развернувшихся в стране дискуссий; выделить темы, в содержание которых были внесены самые значительные коррективы; определить факторы, влиявшие на взгляды авторов школьных учебников отечественной истории в условиях перестройки.
EDN: NSQGRZ
Скачивания
Литература
Список литературы
Бацын, В. К. (1989). Учебники по истории СССР: какими им быть? Преподавание истории в школе, (1), 2–7.
Борисов, А. Ю. (2000). Юрий Степанович Борисов (1928–1998). В Историки России: послевоенное поколение (с. 9–20). Москва: АИРО-ХХ.
Борисов, Ю. С. (1989). История СССР. 9 класс: Материалы к учебнику для девятого класса средней школы. Москва: Просвещение. 80 с.
Борисов, Ю. С., Курицын, В. М., & Хван, Ю. С. (1988). Политическая система конца 20–30-х годов. О Сталине и сталинизме. В Историки спорят. Тринадцать бесед (с. 228–303). Москва: Политиздат.
Бурлакова, Р. А. (1989). «Круглый стол» в редакции журнала «Вопросы истории». Преподавание истории в школе, (2), 92–100.
Головатенко, А. Ю. (1997). Учебники истории сегодня и завтра. История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября», (7), 1–5.
Данилов, А. А. (2009). Юрий Иванович Кораблев. В История и историки: историографический вестник (с. 315–320). Москва: Наука.
Есаков, В. (2002). Между социальным заказом и профессиональной историографией. В Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы (под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова, с. 47–60). Москва: АИРО-XX.
Есаков, В. Д., Кукушкин, Ю. С., & Ненароков, А. П. (1984). История СССР. Учебник для 10 класса средней школы. Москва: Просвещение. 239 с.
Заседание секции «Преподавание истории и общественных наук» Всесоюзного съезда работников народного образования (стенографический отчёт). (1989). Преподавание истории в школе, (3), 3–66.
Из доклада М. С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается» на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвящённом 70-летию Октябрьской революции. (1987). Коммунист, (17), 10–15.
Чернобаев, А. А. (Ред.). (2001). Историки России. Биографии. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 912 с.
Историческая наука и школьное историческое образование. «Круглый стол» редакции журнала «Преподавание истории в школе» 28 марта 1990 г. (стенографический отчёт). (1990). Преподавание истории в школе, (4), 7–30.
Кинкулькин, А. Т. (1990). Гуманизация образования и формирование исторического сознания. Преподавание истории в школе, (1), 138–142.
Кораблев, Ю. И. (1988). Пути перестройки и дальнейшего развития исторической науки. Преподавание истории в школе, (2), 2–8.
Кораблев, Ю. И., Кукушкин, Ю. С., Федосов, И. А., & Шерстобитов, В. П. (1986). История СССР. Учебник для 9 класса средней школы (под ред. Ю. С. Кукушкина). Москва: Просвещение. 314 с.
Кораблев, Ю. И., Федосов, И. А., & Борисов, Ю. С. (1989). История СССР. Учебник для 10 класса средней школы (под ред. Ю. С. Кукушкина). Москва: Просвещение. 351 с.
Круглый стол в редакции журнала «Преподавание истории в школе» 2 декабря 1988 г. (1989). Преподавание истории в школе, (2), 77–92.
Миллер, А. (2009). Россия: власть и история. Pro et Contra, май-август, 6–23.
Молодяков, В. (2011). Историческая политика и политика памяти. В Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет (под ред. Г. А. Бордюгова, с. 922–942). Москва: АИРО-XXI.
Ненароков, А. П. (2009). В поисках жанра. Записки архивиста с документами, комментариями, фотографиями и посвящениями. Книга 1. Вдаль к началу. Москва: Новый хронограф. 296 с.
Огоновская, И. С. (2024). Школьные учебники отечественной истории как инструмент политики памяти советского государства. Современные исследования социальных проблем, 16(4), 193–223. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-470
О проведении конкурсов на создание учебников для средних общеобразовательных школ. (1989). Преподавание истории в школе, (2), 125–128.
Оружие не менее острое... (Беседа корреспондента К. Елютина с академиком И. И. Минцем). (1987). Огонек, (1), 3–4.
Островский, В. П., Старцев, В. И., Старков, Б. А., & Смирнов, Г. М. (1990). История СССР. Учебник для 11 класса средней школы. Москва: Просвещение. 224 с.
Островский, В. П., Старцев, В. И., Старков, Б. А., & Смирнов, Г. М. (1992). История Отечества, 1939–1991: Учебник для 11-го класса средней школы. Москва: Просвещение. 286 с.
Ответы декана исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академика РАН Ю. С. Кукушкина на вопросы журнала «Новая и новейшая история». (1992). Новая и новейшая история, (5), 73–76.
Постановление общего собрания отделения истории АН СССР 21 января 1988 г. (1988). История СССР, (3), 207–208.
Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС. (1988). Правда, (1 июля), 1–2.
Сахаров, А. Н. (2005). История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений (3-е изд.). Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 320 с.
Старцев, В. И. (1988). Политические руководители Советского государства в 1922 – начале 1923 года. История СССР, (5), 101–122.
References
Batcin, V. K. (1989). Soviet Union history textbooks: what should they be like? Prepodavaniye istorii v shkole [History Teaching in School], (1), 2–7.
Borisov, A. Y. (2000). Yuriy Stepanyevich Borisov (1928–1998). In Istoriograficheskiy sbornik. Istoriki Rossii: poslevoennoe pokolenie [Historiographers' Collection. Historians of Russia: Postwar Generation] (pp. 9–20). Moscow: AIRO-XX.
Borisov, Y. S. (1989). History of the USSR. Grade 9: Materials for Ninth Grade Middle School Textbook. Moscow: Prosveshcheniye. 80 p.
Borisov, Y. S., Kuritsyn, V. M., & Khvan, Y. S. (1988). Political system of the late 1920s–early 1930s. On Stalin and Stalinism. In Istoriki sporyat. Trynadtsat' besedy [Historians Debate. Thirteen Discussions] (pp. 228–303). Moscow: Politizdat.
Burlotova, R. A. (1989). Round table discussion at the editorial office of Voprosy istorii [Issues of History] journal. Prepodavaniye istorii v shkole [History Teaching in School], (2), 92–100.
Golovatenko, A. Y. (1997). History textbooks today and tomorrow. Istoriya: nedelnoye prilozheniye k gazete «Pervoye sentyabrya» [History: Weekly Supplement to the First September Newspaper], (7), 1–5.
Danilov, A. A. (2009). Yuriy Ivanovich Korablyov. In Istoriya i istoriki: istoriograficheskiy vestnik [History and Historians: Historiographical Bulletin] (pp. 315–320). Moscow: Nauka.
Esakov, V. (2002). Between social demand and professional historiography. In K. Aymermacher & G. Bordyugov (Eds.), Istoriograficheskiy sbornik. Istoriki chitayut uchebniki istorii. Traditsionnye i novyye kontseptsii uchebnoy literatury [Historiographers' Collection. Historians Read History Textbooks. Traditional and New Concepts of Educational Literature] (pp. 47–60). Moscow: AIRO-XX.
Esakov, V. D., Kukushkin, Y. S., & Nenarochkov, A. P. (1984). History of the USSR. Textbook for 10th grade middle school. Moscow: Prosveshcheniye. 239 p.
Meeting of the Section «History and Social Sciences Teaching» of the All-Union Congress of People's Education Workers (stenographic record). (1989). Prepodavaniye istorii v shkole [History Teaching in School], (3), 3–66.
Gorbatchev, M. S. (1987). October and Perestroika: Revolution Continues. Speech delivered at joint solemn session of CPSU Central Committee, Supreme Soviets of USSR and RSFSR commemorating the 70th anniversary of the October Revolution. Kommunist, (17), 10–15.
Chernobaev, A. A. (Ed.). (2001). Historians of Russia: Biographies. Moscow: ROSSPEN. 912 p.
Historical Science and School History Education. Round Table Discussion at the Editorial Office of Prepodavaniye istorii v shkole [History Teaching in School] magazine, March 28, 1990 (stenographic record). Prepodavaniye istorii v shkole, (4), 7–30.
Kin'kulkin, A. T. (1990). Humanization of Education and Formation of Historical Consciousness. Prepodavaniye istorii v shkole, (1), 138–142.
Korablev, Y. I. (1988). Paths of Restructuring and Further Development of Historical Science. Prepodavaniye istorii v shkole, (2), 2–8.
Korablev, Y. I., Kukushkin, Y. S., Fedosov, I. A., & Sherstobitov, V. P. (1986). History of the USSR. Textbook for Grade 9 Secondary School (Edited by Y. S. Kukushkin). Moscow: Prosveshcheniye. 314 p.
Korablev, Y. I., Fedosov, I. A., & Borisov, Y. S. (1989). History of the USSR. Textbook for Grade 10 Secondary School (Edited by Y. S. Kukushkin). Moscow: Prosveshcheniye. 351 p.
Round Table Discussion at the Editorial Office of Prepodavaniye istorii v shkole magazine, December 2, 1988. Prepodavaniye istorii v shkole, (2), 77–92.
Miller, A. (2009). Russia: Power and History. Pro et Contra, May-August, 6–23.
Molodyakov, V. (2011). Historical Politics and Politics of Memory. In G. A. Bordyugov (Ed.), Between the Eve: Historical Studies in Russia over the Last 25 Years (pp. 922–942). Moscow: AIRO-XXI.
Nenarochkov, A. P. (2009). In Search of Genre. Notes of an Archivist with Documents, Comments, Photos, and Dedications. Book 1. Into the Beginning. Moscow: Novyi khronograf. 296 p.
Ogonovskaya, I. S. (2024). School textbooks of native history as instruments of memory politics of the Soviet state. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Studies of Social Issues], 16(4), 193–223. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-470
Conducting competitions for the creation of textbooks for secondary general education schools. (1989). Prepodavaniye istorii v shkole [History Teaching in School], (2), 125–128.
Weapon not less sharp… (Interview between correspondent K. Eliutin and academician I. I. Mintz). (1987). Ogonek, (1), 3–4.
Ostrovsky, V. P., Starkov, B. A., Starkov, V. I., & Smirnov, G. M. (1990). History of the USSR. Textbook for 11th-grade secondary school. Moscow: Prosveshcheniye. 224 p.
Ostrovsky, V. P., Starkov, B. A., Starkov, V. I., & Smirnov, G. M. (1992). History of Our Fatherland, 1939–1991. Textbook for 11th-grade secondary school. Moscow: Prosveshcheniye. 286 p.
Answers of Dean of the Faculty of History of Moscow State University, Academician of RAS Y. S. Kukushkin to questions posed by Novaya i noveishaya istoriya [Recent and Contemporary History] journal. (1992). Novaya i noveishaya istoriya, (5), 73–76.
Decision of the General Assembly of the Division of History of the USSR Academy of Sciences held on January 21, 1988. (1988). Istoriya SSSR [History of the USSR], (3), 207–208.
Resolutions of the XIX All-Union Conference of the Communist Party of the Soviet Union. (1988). Pravda, (July 1), 1–2.
Sakharov, A. N. (2005). History of Russia from Earliest Times to the End of the 16th Century. Textbook for 10th Grade of General Secondary Educational Institutions (3rd ed.). Moscow: TID «Russkoe slovo – RS». 320 p.
Starkov, V. I. (1988). Political leaders of the Soviet state in 1922–beginning of 1923. Istoriya SSSR, (5), 101–122.
Просмотров аннотации: 80 Загрузок PDF: 26
Copyright (c) 2025 Isabella S. Ogonovskaya

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.